В то время, когда еще не было машин с грузоподъемностью более 3,5 тонн, украинцы решили, что вполне могут стать экспериментаторами в этой области. Так и появилась первая машина украинского производства. А было это почти 90 лет назад.

И правда, в те далекие советские времена вопрос автомобилизации населения официально даже не упоминался, ведь был спрос исключительно на гужевой транспорт. При этом массовые горьковские ГАЗ-АА (Ford-AA) поднимали 1,5 тонны, московские АМО и ЗИСы (Autocar) – до 3 т, ярославские Я-3 и Я-4 – 3,0 – 3,5 т.

Не удивительно, что руководством страны была поставлена задача наладить производство грузовика тяжелого класса.

Сконструировать автомобиль самостоятельно в то время заводские конструкторы не могли, поэтому, как было принято в те годы, был взят готовый проект – 4-тонный грузовик Lancia Pentajota. Итальянская техника в тот период отличалась простотой и доступностью.

При этом все до единой детали были сделаны или на Харьковском автосборочном заводе или на ближайших предприятиях-смежниках. Даже такая непростая технологическая операция как литье, была освоена в полной мере – в Харькове сами делали такие непростые отливки, как чугунный блок цилиндров двигателя и алюминиевые корпуса навесного оборудования. Валы и шестерни проходили необходимую термическую обработку для повышения прочности и твердости поверхности.

Так, харьковчане сделали для своего детища рядный 6-цилиндровый двигатель, который работал на бензине и выдавал 70 л.с. при 2200 об./мин. Машина развивала внушительную по тем временам скорость 50-55 км/ч.

Популярные статьи сейчас

Вы даже не представляли, как это вкусно: рецепт гречки с фаршем в томатном соусе

Россияне начали массово нападать на военкоматы, чтобы сорвать мобилизацию. Путину уже не верят

Ушел из жизни известный украинский певец, его знали даже за рубежом

Как приготовить лимонную воду для орхидеи, чтобы она постоянно цвела

Показать еще

Интересно, что первый украинский грузовик не был громоздким, его габариты были такими: длина 7000 мм (без кузова), ширина 1900 мм, высота 1800 при колесной базе 4700 мм и колее 1700 мм. Это в целом соответствует размерам широко известного сегодня пятитонного ЗИЛ-130.

Эксперты по тяжелой технике отмечают революционную для того времени особенность: харьковский тяжеловоз мог перевезти груза больше (4000 кг), чем весил сам (3750 кг).

Первый экземпляр выпустили в самом начале 1931 года, второй – только в ноябре. На этом все и остановилось, так как серийное производство требовало серьезных инвестиций, которых не было.

Читайте также:

Многие до сих пор такие хотят: как выглядели самые необычные Таврии